Поиск по этому блогу

вторник, 8 апреля 2014 г.

«Игра престолов» и наш ненадежный мир


«Игра престолов» – фэнтези, жанр литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. Действие книг серии «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина, по мотивам которых снят сериал, происходит на мифическом континенте Вестерос. О книгах Мартина и этом сериале кто-то метко выразился: «фэнтези для людей, которые вообще-то не любят фэнтези».




Из всех сериалов, действие которых происходит в выдуманных мирах, именно «Игра престолов» стала значимым культурным феноменом. Произошло это не только в силу добротности сценария, который основан на знаменитых романах Джорджа Мартина, великолепно подобранного актерского состава, нехилого бюджета на декорации и пр. Кроме закрученности сюжета, остроты драматизма, интриги, которой можно порезаться; кроме того, что мир предлагаемый «Игрой престолов» — достаточно сложен, чтобы в нем можно было заблудиться, но содержит достаточно странного и гротескного, чтобы зритель не заскучал; кроме великолепно выписанных многоплановых образов…Кроме всего этого, в «Игре престолов» есть и нечто большее, задевающее коллективное бессознательное современного мира.

И книги Мартина, и, в ещё большей степени, сериал на них основанный, успешно играют на струнах массовых страхов и комплексов. Человечество, достигшее прежде невиданного могущества, чувствует себя как никогда уязвимым.

 Особенностью «Игры» является аксиоматическое понимание мнимости и уязвимости любого могущества. Герои живут в постапокалиптическом мире, где, судя по некоторым намекам, давным-давно случилось что-то ужасное и бесчеловечное, открывшее врата внезапности и непрочности во всем, включая не только игру сил, но и непредсказуемость смены времен года. Более того, с самого начала мы понимаем, что Вестерос стоит на грани зомби-апокалипсиса. При всей драматичности разворачивающегося сюжета, мы с первой серии первого сезона чувствуем, что хотя угроза зомби никогда не выходит на передний план, но она здесь, надвигается, приближается, становится все более ощутимой.



«Игра престолов» играет иррациональными страхами современного мира, на нашей тяге к апокалиптике, на нашем предчувствии незаметно надвигающейся катастрофы (подлинной или мнимой?), которая может наступить в любой момент.

«Мы все ощущаем, что наша экономическая система ненадежна и однажды рухнет и что когда-нибудь биосфера не выдержит такого количества людей, но мы не знаем, когда наступит коллапс — на следующей неделе или через 50 лет. Бесконечные войны и интриги Вестероса наглядно демонстрируют, как близорукие люди способны по глупости или из-за политической вражды не обращать внимания на грядущую катастрофу. Мы недоумеваем, почему герои не оглянутся и не увидят, как к ним подползают ледяные зомби— и тут же осознаем, что мы и сами точно так же закрываем глаза на реальность» — пишет Чарли Андерс.






Именно потому, что мир «Игры престолов» ненадежен и непредсказуем — он так интересен тем, кто изучает политику и историю. Историк Том Холланд писал в «The Guardian«, что в этом эпическом фэнтези есть опьяняющий коктейль, в котором больше жесткого реализма, чем в исторических романах.

Автор исторического романа неизбежно скован сюжетом. Читая книгу о Цезаре вы точно знаете, чем она завершится. Это все равно, что решать математическую задачу, предварительно посмотрев в ответ.



Между тем, настоящая история, в которой мы живем… она совсем не такая. Если бы в декабре 2010 года экспертам, дипломатам, разведчикам предложили бы оценить положение Мубарака, если бы это сделали не только в его родном Египте, но и в других арабских странах, Израиле, Европе, США, если бы провели исследования, конференции и симпозиумы по этой теме… Ответы вероятнее всего колебались бы между «суперустойчивое», «суперстабильное», «супернадежное». И ещё много слов, начинающихся с «супер». «И вдруг за три месяца супер в один момент превратился в киоск» — пошутил по этому поводу экс-глава ШАБАКа Ави Дихтер. О том, как смеётся над всеми экспертными предсказаниями развитие ситуации в Украине — читателю известно не хуже меня.



«Игра престолов» — это хорошо выстроенное фэнтези, которое переносит в нереальный мир реальные законы политической борьбы и непредсказуемости. Мы видим идеальный коктейль, в котором объединены персонажи из разных веков, типизируются повороты сюжета, характеры и декорации. Сверхъестественное здесь не играет в главной роли. Это только приправа. Все эти драконы, колдуны и ожившие мертвецы – не отвлекают от главного. Привлекательность Вестероса не в том, что он фантастичен, а скорее в его сочном, живом и грубом реализме. Это не о выдуманном, а о вечном. О людях, отношениях между людьми, борьбе одних людей за власть над другими.

Мы видим мир, в котором ничего еще не решено. Никогда нельзя точно сказать про того или иного персонажа, станет ли он в следующий момент на сторону добра или зла. Злодеи удивляют милосердием. Насилие — отвратительно и притягательно одновременно. Хорошие люди под давлением обстоятельств превращаются в чудовищ. Власть и достаток — призрачны. Палачи становятся жертвами, а жертвы палачами. Богатыри терпят поражение. Изгои, сироты, аутсайдеры и бастарды — могут вдруг быть обласканы Фортуной. Герои, которые кажутся главными, неожиданно погибают. Маргинальные персонажи оказываются в центре. Это мир, где все должны умереть, а смерти и катастрофы не церемонятся с симпатиями поклонников.

Антиутопия «Игры престолов» достаточно далека от нашего мира, чтобы выделить типичное и узнаваемое до боли…

Комментариев нет: