Поиск по этому блогу

суббота, 30 марта 2013 г.

Лео Таксиль

В послесловии к последнему роману "Пражское кладбище", где Умберто Эко выводит известного бывшим советским читателям литератора Лео Таксиля одним из персонажей, с которым сталкивается главный герой Симонини, итальянский писатель пишет: «Единственный вымышленный герой в этом рассказе – Симоне Симонини. Его дед, капитан Симонини, – реальное лицо, хотя в истории он сохранился только как автор письма к аббату Баррюэлю. Все прочие персонажи существовали в действительности и делали и говорили то же, что делают и говорят в этом романе. Это касается не только тех, кто выведен под своим подлинным именем (кстати, хотя в это и трудно поверить, существовала и настолько несусветная личность, как Лео Таксиль)».

Хороший пример того, как бывший советский читатель знаком с некоторыми западными авторами в то время как в Европе их помнят только специалисты.
Европейский читатель о Таксиле ничего не знает. А в СССР автор «Забавной Библии» издавался огромными тиражами.

Если ж упоминается он в родной Франции в академических изданиях, то в основном как скандалист, известный прежде всего продолжавшимся 12 лет масштабным «антимасонским» розыгрышем, жертвами которого стали папа римский и многие французские священники.

Настоящее имя Таксиля Габриэль Антуан Пажес. Как и другие самые рьяные разоблачители клерикализма он вышел из религиозного учебного заведения. Более того – с пятилетнего возраста Габриэль Пажес воспитывался в иезуитском монастыре.

«Недаром, – писал он в своей исповеди, – я провел свои юные годы в монастырских стенах, среди духовенства, где вполне постиг, на чем зиждется папская вера».

Выйдя из иезуитской школы он… в 18 лет сразу же пошел работать в антиклерикальную прессу.

Отрывался бывший питомец иезуитов не только в богохульстве и разоблачение служителей кута, но и в прочих мирских слабостях: водился с непотребными бабенками, среди прочих – с проституткой, получившей двенадцать лет исправительных работ за убийство квартирной хозяйки, и еще с одной, арестованной за попытку покушения на жизнь любовника. Кутил, погрязал в долгах, пускался в сомнительные аферы…

О нем ходило много слухов. Верить всем им нельзя. Во-первых, поскольку плюющийся злобой автор – быстрее всего наживает многочисленных врагов. Во-вторых, поскольку человек открыто нарушающий общепринятые нормы морали – становится добычей злых языков, которые еще и присочиняют к его грехам. В- третьих (и это, наверное, самое важное) Таксиль сам распускал сплетни и творил о себе мифы. Поскольку такому человеческому типу нужно было, чтоб о нем постоянно говорили.

С юности он пристрастился к мистификациям и розыгрышам лохов. Ему приписывали распространение и продажу так называемых «гаремных карамелек», то есть афродизийных таблеток – виагры того времени.

Живя еще в Марселе, в 1873 году он разослал по газетам письма от имени рыбаков, которые якобы упреждали народ, что марсельские бухты переполнены акулами. Пляжи пустовали пару недель. Находились «очевидцы», которые таки видели этих рыбищ с большими зубами… Мэр города произнес речь, что акулы явно приплыли с Корсики вслед за кораблем, с которого выбросили в море тухлую копченую рыбу. Из городской управы потребовали прихода армейских подразделений для высылки их в море на буксирах.
Прибыла рота хорошо вооруженных солдат, снабженных достаточным количеством боеприпасов.

За некоторые публикации он был приговорен к тюремному заключению и бежал в Женеву. Там он распустил слух, будто на дне Леманского озера водолазы нашли древнеримский город. Повалили туристы. Местные лодочники возили на середину озера туристов, поливали маслом гладь вод, чтобы лучше удавалось дно увидеть. Некий польский археолог опубликовал у себя в Польше репортаж о том, что сумел разглядеть в озере всю сетку улиц и даже статую на коне.

Короче, за злостное распространение заведомо ложных сведений Лео Таксиля выперли и из Швейцарии.

 В 1879 году в Париже вышла книга Лео Таксиля "Скуфья и скуфейники", посвящённая изображению отрицательных сторон папства. Эта книга была издана и в России под названием "Священный вертеп". В 1879-1884 годах были написаны также сатирические антикатолические памфлеты "Любовные похождения папы Пия IX", "Сын иезуита", "Семейство Борджиа", "Отравитель Лев XIII и пять миллионов каноников" и другие.




Большинство антирелигиозных сочинений Таксиля, которые подавались как оригинальные разоблачения, были перепевами из Вольтера и его эпигонов. За это его не очень любила высоколобая академическая среда, но не широкий читатель. Для того чтобы завоевать широкого читателя разоблачительной книжке вовсе не следует быть оригинальной. Наоборот, широкий читатель ищет в разоблачительной публицистике лишь то, что он уже читал, слышал, с чем он и так согласен. И если читатель открывает книжку или брошюру, разоблачающую, например, иезуитов, то он хочет видеть в ней привычную конспирологию, педофилию, госсексуализм и т.д. Как же это разоблачать иезуитов, если в описаниях не будет попыток достижения тайной власти над миром, "цели", которая оправдывает аморальные средства, и описания растления отроков...

И вот будучи хоть не самым авторитетным, но попсово-известным антиклерикальным писателем, Таксиль внезапно… решил покаяться перед церковью и сменить свои взгляды на диаметрально-противоположные. Он отрекся от своих прежних работ и был вновь принят в лоно католической церкви. Более того, он стал видным религиозным активистом.

Что делает вчерашний ультра-либерал мгновенно превратившись в право-религиозного мракобеса? Правильно, начинает чернить вчерашних соратников, типа «свидетельствуя» и каясь. И как ренегат он с особенной ненавистью принимается изобличать людей постоянных в своих взглядах, оставшихся на куда более умеренных (чем его прежние), а потому и более стабильных мировоззренческих позициях…



В то время церковь вела войну с масонством, и Таксиль стал одним из знаменосцев этой войны. Таксиль всей силой слова обрушился на «вольных каменщиков», приписывая им планы полного порабощения сначала Франции, потом Европы, затем всего мира. Он писал, что находящаяся у Геркулесовых столпов Гибралтарская скала, с начала XIX в. принадлежащая Англии, внутри полая, а там располагаются мастерские, в которых люди-монстры на адских кострах готовят атрибуты, необходимые для палладистских оргий. Палладисты – одна из сатанистских сект. Возглавляет монстров член американской масонской ложи некто Пайк – «первый папа Люциферова культа, высший вождь франкмасонов, проводящий регулярно каждую пятницу в три часа дня совещания лично с мессиром Люцифером». Масонство, добавлял Таксиль, это только прикрытие ордена палладизма. В США, в Чарлстоне, где в неизвестном месте живёт Пайк, располагается главный храм палладистов, а в нём хранится книга «Апандо», которую сам Сатана написал зелёными чернилами.

Там было еще много много херни… Правда, масонам он приписывал множество той же заговорщеской конспирологии, что ранее приписывал иезуитам…Ибо конспирологические теории всемирного заговора при всем кажущемся разнообразие разноцветных бликов больной фантазии - обычно похожи друг на друга как единоуёбные братья близнецы...



Таксиль пишет одну книгу за другой. В 1885 г. Таксиль издал книгу под названием «Братья трёх пунктов», в которой писал, что масоны исповедуют культ Люцифера, а все их ритуалы служат прославлению сатаны.

Таксиль много писал о роли, которую играют в ложах женщины. В 1880-е годы тогдашнее движение за женскую эмансипацию во Франции просило масонов начать принимать в ложи женщин; "Великий Восток" ответил отказом, но не стал возражать, когда "на местах" стали возникать женские ложи и ложи, в которые принимали представителей обоих полов. Таксиль написал книги "Есть ли женщины в масонстве?" и "Свидетельства о женских ложах" о происходящих в масонских ложах оргиях и о том, что масоны привлекают женщин, дабы использовать их для удовлетворения похоти.

В последующих книгах Таксиль, чтобы подогреть интерес читателей, рассказывал о содомистских оргиях в женских ложах, ввёл в действие выдуманную им Софию Вальдер – «бабушку антихриста», и палладистского великого магистра. Затем появилась прекрасная Диана Воган, родившаяся от дьявола Битру, которая в 10 лет от роду была принята в американскую ложу палладистов и помолвлена с князем демонов Асмодеем.

В Диану Воган настолько поверили, что решили причислить ее к лику блаженных! Даже музыка, якобы сочиненная Дианой, исполнялась во время католических праздников. Но она почему-то не показывалась на людях… Хотя её живописный портрет печатался в различных изданиях и просто продавался в католических лавках.

Воган завела оживленную переписку с высшими иерархами церкви. Личный секретарь Льва тринадцатого прислал ей папское благословение. Милости градом сыпались на Таксиля.

В книгах «Дьявол в XIX веке» и «Антихрист, или Происхождение франкмасонства» Ле Таксиль обвинял масонов в дьяволопоклонстве, немыслимых извращениях, убийствах и стремлении захватить мировое господство. Основным источником информации для книг объявлялась некая госпожа Диана Воган – раскаявшаяся жрица масонской ложи, прежде закоренелая сатанистка вернувшуюся в лоно церкви! Такого рода раскаяние произвело огромное впечатление на католическую церковь.

Новоявленный католик во всю паразитировал на теориях конспирации, издавая книги "Масонская Франция: новые откровения" и "Масонские убийства". Он обвинял масонов в том, что они убили принцессу Диану де Ламбаль, Филиппа-Эгалите и других жертв французской революции, а также царя Павла I.

Антимасонская публицистика Таксиля вызвала бурный восторг католиков. Таксиль был удостоен аудиенции у Папы, благословившего его на борьбу с масонами.

– Чего вы хотите, сын мой? – ласково спросил Лев XIII.
– Умереть у ваших ног, и это мгновение будет для меня самым счастливым, – льстиво отвечал писатель.

Продолжая ковать еще горячее железо, наслаждаясь золотом гонораров, Лео Таксиль вместе с напарником Карлом Хаксом, выступавшим под именем доктора Батайля, приступил к выпуску иллюстрированного бюллетеня с кричащим заглавием — «Дьявол в XIX веке».

Описывая свои вымышленные путешествия по экзотическим странам, Батайль проникал в подземные храмы, где масоны служили Люциферу, Бафомету и Вельзевулу, и живописал виденные там ужасы. В Сингапуре он участвовал в четвертовании китайского масона-отступника, чья отсеченная голова долго вращала глазами, в Индии видел, как плясали выскочившие из гроба скелеты, в пещерах Гибралтара раскрыл фабрику микробов, которых масоны готовились выпустить в мир. Вместе с самим Сатаной он даже летал на Сириус, а когда враг человеческий, надумав женить на себе масона, обратился в красотку, наслаждался ее игрой на фортепьяно. Превращение девицы в громыхающего по клавишам крокодила тоже не смутило бывалого путешественника, видевшего чудеса и почище: дьявола о трех головах и превращающихся в змей и акул демонов.

В 1893 г. французский епископ Мерэн написал книгу «Масонство — синагога сатаны», которая была отредактирована Таксилем. Спустя всего десятилетие в России появится термин "ЖИДОМАСОНЫ".

В 1896 г. по инициативе Таксиля в северо-итальянском городе Тренто состоялся антимасонский конгресс, на котором присутствовало 36 епископов, 50 епископских делегатов и более 700 священнослужителей из Франции, Австрии, Германии, Бельгии, Нидерландов, США, Канады и Мексики. В течение долгих дней они вели дебаты по поводу причисления Дианы Воган к лику блаженных.
Портрет Таксиля висел на трибуне среди изображений святых.

В то же время, некоторые высказывали сомнения в достоверности источников в его работах. Снова эти педанты?!

Таксиль пообещал представить их, а также саму госпожу Воган на пресс–конференции в апреле 1897 г.

И вот на пресс–конференции, собравшей огромное количество присутствующих, Таксиль заявил, что «Лучше смеяться, чем плакать, как учит народная мудрость».

Лео Таксиль рассказал, что … его 12–летнее служение церкви было розыгрышем, что Диана Воган - выдумка! Диана была лишь его секретаршей! Диана Воган – обычная машинистка. Общество Палладистов на самом деле никогда не существовало. Таксиль сказал, что все антимасонские тексты были высосаны из пальца, а сам он все это время оставался убежденным безбожником.

Нужно признать, розыгрыш Лео Таксиля на самом деле удался. Скандал был колоссальным. Он получил огромное моральное удовлетворение, а авторитету Папы и репутации католической церкви был нанесен серьезный урон. Лев XIII предал Таксиля анафеме.

Таксиль вновь вернулся к антирелигиозной пропаганде, выпустив несколько книг, которые впоследствии оказались в большом в почете в Советском Союзе. В июне 1897 года писатель опубликовал заранее давно им подготовленную «Забавную Библию». А вскоре ее продолжение — «Забавное Евангелие»

Впрочем, хотя сам Таксиль признал, что его антимасонские труды были лишь шуткой над католической антимасонской истерией, эти конспирологические измышления, излагающие основы теории заговора масонов, тоже до сих пор активно цитируются современными конспирологами — причем, как правило, без понимания того, что эти тексты являются всего лишь затейливой формой троллинга.

Например Михаил Александрович Орлов в книге «История сношений человека с дьяволом», которая вышла в 1904 году, то есть через 7 лет(!) после саморазоблачения Таксиля, вполне серьёзно и подробно рассказывает о псевдомасонских обрядах, взятых из работы «доктора Батайля» «Дьявол в XIX веке» в заключительном, четвертом разделе книги, названном «Демонизм в последние столетия». И нисколько не смущаясь повествует о Диане Воган, называя её «девицей, считающаяся одной из самых выдающихся кудесниц демонизма».

Ибо, как уже говорилось, ни авторы, ни читатели конспирологических текстов не гонятся за новизной или оригинальностью, предпочитая повторять уже публиковавшиеся сведения, даже если это давно разоблаченная ложь…

И  автор конспирологических сюжетов, в отличие от Тараса Бульбы, не может сказать своему творению: Я тебя порадил, я тебя и убью...

Комментариев нет: