Поиск по этому блогу

четверг, 28 сентября 2017 г.

Комплекс Нерона

Мне кажется, что общество, не знающее лагерей - предпочтительней книги «Архипелаг ГУЛАГ». Вероятно, я недостаточно эстет и ценитель поэзии.

В последней передаче «Один» на радиостанции Эхо Быков отжег: «За одно то, что Блок написал «Двенадцать», Русскую революцию уже надо считать великим духовным событием…»
Дорогая редакция, я тихо фигею.
Особенности литературоцентричного сознания.
Подобное, кстати, писали и сразу же после революции.
Вот, например, у Брюсова, который считал, что «все в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов» в 1921 году:
«Пал Илион, чтобы славить Гомеру!
Распят Христос, чтобы Данту мечтать!».

Есть в этом какой-то комплекс Нерона. Пусть все горит, если этот пожар вдохновит на написание поэмы.
Не чужд подобному понимания взаимоотношения искусства и действительности был гитлеровский рейхсминистр пропаганды, по ведомству которого проходила и творческая деятельность.
В апреле 1945 года, когда союзные войска уже со всех сторон рвались к Берлину, Йозеф Геббельс приветствовал немцев на премьере фильма «Кольберг» заявлением: «Ужасные дни, которые мы сейчас переживаем, через столетие станут изящным цветным кинофильмом. И разве вы не хотели бы играть в нем? Так держитесь, чтобы сто лет спустя публика не встречала ваше появление на экране свистом».
И немецкие фрау, мужья, братья и дети которых погибали уже на подступах к Берлину, ему истерично аплодировали.
Вероятно, по Быкову, «Василий Теркин» и «Жди меня» оправдывают все потери войны. Стихи Мандельштама превращают сталинские репрессии в великие духовные события. Поэзия Мусы Джалиля — концлагеря, дневник Анны Франк — Катастрофу европейского еврейства и пр.
Чудовищная логика.
А мне кажется, что общество, не знающее лагерей — предпочтительней книги «Архипелаг ГУЛАГ». Вероятно, я недостаточно эстет и ценитель поэзии.

Комментариев нет: