3 ноября исполняется 20 лет со дня смерти самого страшного диктатора ХХ века — правителя Центральноафриканской Республики Жан-Беделя Бокассы, который прославился, тем, что не только пытал и убивал, но и поедал мясо оппозиционеров. Называл человечину «сладкой свининой». Этот людоед именовал себя императором. Служа в молодости сержантом французских колониальных войск, он восхищался Бонапартом, став президентом решил ему подражать, а потому сорок лет назад (4 декабря 1976 года) провозгласил себя императором, а свою нищую страну империей. Ещё Бокасса (почти как Маяковский) считал себя 13-м апостолом.
Как президент Бокасса пытался проводить многовекторную внешнюю политику. Он заигрывал с Западом, шантажировал Францию, давал взятки алмазами Генри Киссинджеру и Жискару д‘Эстэну. Купил роскошный замок во Франции, где принимал гостей и устраивал кутежи.
Бокасса — был прототипом африканского президента в фильме «Профессионал» Жоржа Лотнера с Жан-Полем Бельмондо в главной роли. В фильме французские спецслужбы посылают агента в африканскую страну, чтобы ликвидировать диктатора. Однако в последний момент политическая ситуация резко меняется, и французские спецслужбы предают своего агента, предотвращая ликвидацию. И в действительности власти Франции долгое время одновременно покровительствовали Бокассе, пытались его убрать и отменяли уже готовые планы государственных переворотов. А Бокасса после свержения жил в собственном замке под Парижем.
В то же время, Бокасса — был одним из лидеров неприсоединившихся стран. А в Москве (пока не провозгласил себя императором) именовался «прогрессивным деятелем». Подобно африканским царькам, которые продавали своих поданных рабовладельцам за стеклянные бусы на заре эпох колониализма, Бокасса относился к различным идеологиям, мировоззрениям и религиям как к ярким безделушкам, которые легко менял в угоду прихотям или соображениям моды. А ещё в зависимости от политической конъюнктуры и возможности получить денежную или военную помощь.
В самый разгар дружбы с СССР он разорвал отношения с ГДР, поскольку надеялся получить экономическую помощь от ФРГ. В 1973 он разорвал дипломатические отношения с Израилем, надеясь на арабскую помощь. При этом экономические отношения с израильской алмазной отраслью — только укреплялись.
Когда в ЦАР с официальным визитом прибыл лидер ливийской революции Муаммар Каддафи, Бокасса и принял ислам, и сменил имя Жан-Бедель на Салах-эд-дин Ахмед Бокасса. Потом, когда Бокасса решил стать императором, то вновь вернулся в католичество и вернул себе прежнее имя. Имя Жан-Бедель, кстати, является результатом неграмотности — неправильного прочтения в календаре сокращённого имени католического святого Жана Батиста де ла Саля (Jean-B. de la S. превратилось в Jean-Bedel).
Главный кремлевский врач Евгений Чазов поведал в воспоминаниях, что Бокасса во время лечения в СССР полюбил русскую еду и попросил направить к нему советского повара, а тот обнаружил в президентском холодильнике человеческое мясо и в ужасе бежал в посольство. Повар Бокассы Филипп Ленгис вспоминал, что Бокасса говорил, что ему понравился брежневский обычай поцелуя вождей, во время которого он мог попробовать Генерального секретаря КПСС на вкус. «Я с удовольствием съел бы его», — пошутил Бокасса.
Иностранные друзья хорошо знали о людоедских привычках коротышки в маршальском мундире. Даже в Советском Союзе, при отсутствии гласности, ходило множество анекдотов. Например: «Что такое пол-литра на троих по-африкански?» – «Когда двое пьют, а третьим закусывают». Или о том, что треть делегации Бокассы — это «провиант на обратную дорогу».
Про отношения африканских диктаторов к Израилю ходил анекдот: На встрече Бокассы и Иди Амина. «Ну, удалось вам покончить у себя с антисемитизмом?» – «Да нет еще, сколько моим ни объясняешь, что евреи такие же люди, как все, не едят, проклятые!»
Иностранным друзьям и покровителям Бокассы, однако, было не всегда просто смириться с его специфичностью и нормами Центральноафриканской Республики, даже когда Бокасса пытался им угодить. Решив порадовать западные феминистские организации, которые выказывали озабоченность тяжелым положением африканских женщин, Бокасса в 1971 году, празднуя День матери, освободил из мест заключения всех осужденных женщин и казнил всех мужчин, обвиненных в посягательстве на женскую честь. В том же году он приказал рубить уши и руки ворам, а за рецидив — головы.
Однажды Бокасса приказал убить одного из членов своего правительства, приготовить из него обед и накормить остальных министров.
Если в СССР, при однопартийной системе, говорили о смычке коммунистов и беспартийных, то в ЦАР была одна партия МЕСАН (Движение за социальную эволюцию Чёрной Африки — Mouvement pour l’évolution sociale de l’Afrique Noire), в которую в обязательном порядке было включено всё взрослое население страны.
Подсмотрев заграницей единую школьную форму, Бокасса решил ввести её в ЦАР, обязав семьи всех школьников приобретать форму, пошитую на фабрике, принадлежавшей его семье. Редкие семьи могли позволить себе такую роскошь. Не желавшие покупать дорогую униформу школьники и родители давились грузовиками. Сотня детей в возрасте от 7 до 15 лет были брошены под колеса машин. Причем Бокасса лично принимал участие в избиениях.
Наконец он решил стать «Императором Центральной Африки, волей центральноафриканского народа, объединённого в национальную политическую партию МЕСАН». Его Величество изъявили желание повторить в современных условиях коронацию Наполеона Бонапарта. На церемонию коронации ушло четверть годового экспортного дохода страны (более 20 миллионов долларов). Вы думаете, миллион роз бывает только в песне. На самолетах из Франции было доставлено 7 тонн цветов. Корона стоила $ 5 млн. Позолоченный трон из бронзы весом в 2 тонны в форме сидящего орла стоил $2,5 млн. 100 автомобилей лучших иностранных марок и 130 белых скакунов. Туфли, в которых он был во время коронации, были занесены в «Книгу рекордов Гиннеса» как самые дорогие туфли в мире. На коронацию были приглашены руководители всех мировых и африканских держав, а также Папа Римский Павел VI, которому отводилась роль Папы Пия VII. Как известно Наполеон вырвал корону из рук папы и сам венчался ею. Так же хотел поступить Бокасса, но Папа не приехал, несмотря на обещанные алмазы. Не явились, несмотря на обещанные богатые подарки, и главы государств.
Стоит отметить, что, любивший шиковать, император превратил свою (несмотря на несметные залежи алмазов) и без того не очень зажиточную страну в фантасмагорический мир дрожащих нищих. Он целенаправленно боролся с интеллигенцией. На каждые 44 тысячи жителей страны был только один доктор. На всю страну к концу правления Бокассы был только один стоматолог. Единственный в стране ученый-математик был съеден диктатором.
Потом его свергли волей народа и французского десанта. Потом было изгнание, жизнь в собственном замке во Франции, возвращение в ЦАР (он ждал, что при его появлении солдаты поведут себя так же, как при возвращении Наполеона с острова Эльбы), осуждение на казнь, замена приговора 10 годами тюрьмы, досрочное освобождение…
И вот со дня смерти диктатора прошло 20 лет. А с момента свержения 37. И в Центральной Африке по-другому смотрят на этого государственного мужа. Власти Центральноафриканской Республики ещё в 2010 объявили о полной реабилитации Бокассы. Президент страны во время встречи с одной из вдов императора (у Бокассы было 17 жен) назвал его «великим гуманистом», «великим строителем государства».
Группа местных активистов, которые называют себя «Центральноафриканскими патриотами», уверяют, что их главная задача – защита традиционных ценностей, культурного наследия и славного прошлого, добиваются прославления Бокассы как образцового национального лидера, возвращения к его нормам правления. Они отреставрировали тот самый трон покойного императора, на котором он восседал во время «наполеоновской» помпезной коронации. И выставили трон на одной из улиц столицы. А местные чиновники говорят о нем, что при Бокассе было больше порядка. Была, конечно, диктатура, но были и положительные вещи: выдающаяся личность вождя, порядок, стабильность, ощущение национальной гордости…
«И что мы из этого учим?» — как говорил знакомый, изучавший со мной талмудические тексты в хевруте. Это история о том, что идеологические принципы для диктаторов взаимозаменяемы. Это не более чем накидка-прикрытие. О том, что всякие «особые пути» — не более чем нелепое кривляние — подражание чужим трендам. Что даже самая мерзкая власть государства Третьего мира может найти себе на определенный период друзей и покровителей. И любой людоед может удостоиться сентиментальных воспоминаний.
Комментариев нет:
Отправить комментарий