1 февраля в Рамат-Гане в музее Авраама Криници прошла конференция, посвященная преподаванию истории евреев Российской империи и СССР в израильских школах. Конференция была устроена "Институтом по изучению русского Израиля" совместно с мэрией Рамат-Гана. В ее работе приняли участие педагоги и работники СМИ, представители муниципалитетов и общественных организаций, сотрудники государственных структур и бизнесмены. Спор был очень интересным, а временами взрывным.
Очень многие говорили о том, что в израильской школе, особенно в последние годы, все меньше и меньше упоминается история еврейской общины, которая сыграла решающую роль в возникновении сионистского проекта и государства Израиль. Другие возражали, что израильские школьники не только плохо знают историю евреев Минска и Пинска, Харькова и Одессы, но плохо знают историю вообще, а географию знают еще хуже.
Основатель и директор организации "Орим ле-Цабарим" Вика Штейман рассказывала, как занимаясь академическим исследованием темы преподавания Холокоста европейского еврейства на территории Советского Союза, она предложила нескольким школам прийти и рассказать в День Катастрофы о том, что она знает, показать фотографии, видеоматериалы.
"Зачем?!" - говорили ей учителя, директора и координаторы.
Вику честно не понимали: "Зачем?! У нас есть черная папочка, где написан сценарий мероприятия. Там есть все. Все о чем надо говорить Там есть стихи, которые надо читать. Все песни, которые надо петь. Мы по этому сценарию и проводим ритуальные мероприятия уже несколько десятилетий. Есть черная папочка с желтой звездой. Зачем что-то менять?!".
Штейман пыталась доказать, что можно рассказать и о другом. Можно рассказать не только о восстании в Варшавском гетто, но и единственном успешном восстании в нацистском лагере смерти Собибор, которое возглавил советский офицер Александр Печерский. "Хотите, я расскажу про Дробицкий яр? Хотите, я расскажу про еврейский партизанский отряд братьев Бельских?". Все это наталкивалось на непонимание. "Зачем?!".
Вика Штейман говорит: "Что получается в результате? Учительница, приехавшая из Киева, ведет на мероприятие, посвященное Холокосту, детей из Харькова и Одессы, чтобы только смотреть за тем, чтоб они не улыбались во время церемониальных ритуалов, которые их совершенно не волнуют".
Об этом говорили и выступавшие на конференции Нора Амзельт и Саша Клячкина: в наших школах, в нашей системе образования, знание материала подменяется "ритуалом". Церемония ("текес") - подменяет понимание. Это происходит, к сожалению, не только с темой Холокоста.
Я согласен с этим суждением. Мой старший сын Даня приехал в Израиль, когда ему было 4 года. В 5 лет он праздновал свой первый в Израиле День Независимости. Ребенок вернулся из садика, собрал родителей в круг (поскольку воспитательница сказала ему, что он должен просветить папу и маму – новых репатриантов) и начал вещать за "ацмаут" (независимость), переходя с русского на иврит и наоборот. Даня рассказывал суровую историю о том, как у хороших людей не было своего государства, а плохие люди с ними стали воевать, когда они стали делать свою страну. Тогда хорошие люди попросили помощи у американцев, американцы приехали и помогли им. Даня был горд при выполнении столь важной миссии: сионистском просвещении родителей.
И тут я спросил:
— А какие американцы приехали?
Но Даню сбить было трудно.
Он пожал плечами:
- Ковбойцы, индейцы…
Потом Даня добавил, что самое главное, что мы сейчас должны встать, чтоб он нам спел гимн, но он его плохо помнит.
Для пятилетнего мальчика это все выглядело очень неплохо. К сожалению, многие остаются в знаниях истории на том же ритуальном уровне. Ковбойцы, индейцы — какая разница. Главное - встать и спеть "Ха-Тикву".
Спросите у израильского школьника: с кем воевали евреи во время "Ханукальных войн"? Не только школьники, но взрослые образованные люди могут удивить вас ответами. Один израильский министр, слывущий интеллектуалом, будучи в Афинах в музее попросил посмотреть материалы, которые касаются войны Греции с Хасмонеями. Ему мягко сказали, что такой войны не было, как не было в то время государства Греция — оно вообще возникнет только в 19 веке. Потом ему объяснили, что Хасмонеи воевали вообще не с Грецией, а с эллинистической монархией Селевкидов. Израильский министр сильно недоумевал.
Другой израильский министр, тоже слывущий весьма образованным человеком, выступая в 2006 году во время Хануки на открытии местного отделения партии "Кадима" в Ашдоде, заявил, что евреи победили в ханукальных маккавейских войнах Римскую Империю. Заявил со сцены, при полном зале, в присутствии других министров, мэров, депутатов Кнессета и пр. Я во время выступления возился с настройками аудиоаппаратуры. Слышу со сцены: "Победили… Римскую империю. Сверхдержаву Древнего мира, которая была как США сейчас". И министр дальше задвигает на полной скорости. Я поднял глаза на сцену, на зал. Никто даже не поморщился. В министерских речах что хорошо? Что их никто не слушает.
А ведь Ханука празднуется каждый год. Израильтянин слышит о тех событиях с малых лет. Хануку празднуют более пышно, чем дни победы в различных войнах. И телевидение, и радио, и печатные СМИ, и уроки в школе, и брошюры, и книги, и книжки — ежегодно говорят о событиях того периода. Но церемония заменила знание истории. Ритуал заменил понимание. В результате историческое, значимое, смысловое выброшено. А остались только пончики...
Вчера на мероприятии глава института ИИРИ Александр Гольденштейн сказал, что наши дети должны изучать историю, чтобы не стать "людьми без корней". Не быть Манкуртами — это, конечно, важно. Но есть то, что важнее.
Зачем вообще нужно изучать историю? Не только для понимания прошлого, для расследования причин, которые привели к настоящему раскладу, для знания пути. Изучение истории — это не только рассказывание баек, сопровождаемых моральными выводами. Изучение истории — нужно для понимания того, как работают механизмы, как изменяются вещи, что происходит с людьми при резких поворотах, из чего, как и что вырастает.
Историческое событие — это не только повод для праздничного или траурного мероприятия, но и проблема для вдумчивого размышления. Для получения дополнительных сведений и нового обсуждения. История — это не только повествование, но и проблема, о которой надо думать, хотя бы потому, что история не закончилась. И наши дети изучают ее, как люди отправляющиеся к морю, изучают плавание. Им это нужно не только для ритуальных нужд. Им через историю плыть.
Историческое событие — это не только повод для праздничного или траурного мероприятия, но и проблема для вдумчивого размышления. Для получения дополнительных сведений и нового обсуждения. История — это не только повествование, но и проблема, о которой надо думать, хотя бы потому, что история не закончилась. И наши дети изучают ее, как люди отправляющиеся к морю, изучают плавание. Им это нужно не только для ритуальных нужд. Им через историю плыть.
Но в черной папочке с желтой звездой нет места для смысла. Только для ритуала....
Комментариев нет:
Отправить комментарий