Поиск по этому блогу

суббота, 23 марта 2013 г.

Тютчевский Цицерон

 ЧАСТЬ 1
Это одно из самых известных стихотворений Федора Ивановича Тютчева - гимн переломным эпохам истории, когда в критические моменты решаются и прозреваются судьбы и пути человечества («Блажен, кто посетил сей мир / В его минуты роковые»)…
 http://davidaidelman.livejournal.com/1419587.html
 
ЧАСТЬ 2: Пушкин, Тютчев и латынь
Если Пушкин «читал охотно Апулея, а Цицерона не читал», то Тютчев вырос на чтении цицероновых писем и речей, предпочитал его многим авторам. Если пушкинское высказывание о том, что поэзия должна быть глуповата и следует воспринимать не буквально, то все равно пушкинский подход: поэзия должна быть легка, не натужна, не дидактична, без угрюмой серьезности. У Тютчева, наоборот. Поэзия лезет в дидактику, в философствующие построения.
Мысль может быть главной темой и героем стихотворения. Поэзия строится по канонам ораторской речи, трактата, логической выкладки. Поэзия не боится дидактики.
 http://davidaidelman.livejournal.com/1419998.html

 ЧАСТЬ 3: Тезис и антитезис
 Антитезис потому и не опровергает, а развивает тезис, что выводит рассмотрение на другие высоты. Это авторский взгляд издалека на близкие для лирического героя вещи. Взгляд с Капитолийской высоты, на личную трагедию как на часть большого исторического действа, поэтому о несчастном Цицероне и объявляется, что он «блажен», поскольку присутствует при свершениях и оказывает влияние на дальнейшую судьбу человечества.
 http://davidaidelman.livejournal.com/1420096.html

 ЧАСТЬ 4: "Прощаясь с римской славой"
 Мне в детстве прочитавшему это стихотворение Тютчева, было непонятно, почему Тютчев называет время Цицерона упадком или ночью Рима? Но такова уж русская литературная традиция, которая видит римскую доблесть только в римской республике, а в римской империи, несмотря на то, что она увеличила государство и позволило ему продержаться еще полтысячелетия, видит только конец республики… Разве после цицероновой эпохи не было более римской славы? Не было великих воинских подвигов и государственных свершений? Не было расцвета поэзии? Философии? Прозы? Науки?
Но в русской литературной традиции, причем, не у какого-нибудь декабриста, а у анти-революционера Тютчева «римская слава» - это слава республики, а не империи. А при наступлении империи слава закатывается.
http://davidaidelman.livejournal.com/1420406.html



 ЧАСТЬ 5: Сторонник консенсуса в эпоху смут...
 Цицерон пытался сохранить республику в момент, когда можно было выбирать только форму будущего единоличного правления. Его внимание было направлено на решение основного вопроса: как выйти из того невыносимого положения в котором римское общество находится, не меняя формат государства.
Он был сторонником общественного консенсуса. В эпоху смут это иногда граничит со святостью, иногда с предательством, но, в любом случае рано или поздно воспринимается как преступление.
http://davidaidelman.livejournal.com/1420785.html


 ЧАСТЬ 6: "О государстве"
 Вероятно из всех типов современных государственных устройств Цицерону более всего понравилось бы британское королевство, где есть все требуемые им совмещения, что придает Великобритании ту устойчивость, благодаря которой не случившаяся британская революция стала главным событием 19 века и т.д.
 http://davidaidelman.livejournal.com/1420896.html

ЧАСТЬ 7 Смерть Цицерона
 ...посулы соблазнили и разожгли Цицерона, и он, старик, дал провести себя мальчишке — просил за него народ, расположил в его пользу сенаторов. Друзья бранили и осуждали его еще тогда же, а вскоре он и сам почувствовал, что погубил себя и предал свободу римлян, ибо стоило юноше получить должность и возвыситься, как он и слышать больше не хотел о Цицероне, заключил дружбу с Антонием и Лепидом.
...Взаимные уступки были таковы: Октавиан жертвовал Цицероном, Лепид согласился включить в список собственного брата Павла, Антоний пожетвовал Луцием Цезарем, дядею со стороны матери.
 http://davidaidelman.livejournal.com/1421253.html

 ЧАСТЬ 8 Окончание
 Это самое политическое стихотворение в русской литературе. Ибо, что такое политика? Это игра на увеличение влияния. Тютчева интересует момент «меж настоящим и грядущим», когда в сумятице, крови и бурях определяется ход истории. Тютчев показывает с безжалостной Капитолийской высоты, что у испуганного человека, охваченного тревогой "темных" исторических времен более сильные позиции, чем во времена спокойные и безопасные. «Всеблагие» — боги, вершители судеб людей и мира, призывают того, кто посетил этот мир в роковые (т.е. решающие) моменты смотреть и участвовать в том как определяется дальнейший ход истории. Он может сказать свое слово в качестве их собеседника. И хотя жить в эпоху перемен непросто, но именно в такое время человек может полностью реализоваться, лично увидев, поняв ход исторических событий, участвуя в определении пути. И этим выпить из чаши бессмертья, поскольку многое и многое после его кончины будет определено на века, на тысячелетия, на грядущие поколения в этот решающий момент.

Правда, после трагического опыта ХХ века в русском цитатоупотреблении куда более популярны ссылки на так называемое древнекитайское проклятие «чтоб вам жить в эпоху перемен».
http://davidaidelman.livejournal.com/1421566.html

1 комментарий:

Михаил Ривкин комментирует...

Очень сильная статья. Сегодня тонкий "поэтический слух", чувство стиха, редко сочетается с глубоким знанием античной истории. Был рад убедиться, что такие люди всё-таки встречаются. От себя могу только порекомендовать прекрасную историческую монографию С. Утченко "Цицерон". Написано со вкусом, и с нескрываемой симпатией к главному персонажу. Запомнилось весьма известная максима Цицерона: "все нации привычны к рабству, и только народ Римский предпочитает всему свободу". так что нет ничего более популярного и распространённого, чем идея уникальности собственного народа