Поиск по этому блогу

четверг, 3 ноября 2016 г.

Травля в сетях


Вдруг все хором начинают осуждать кого-то. Не просто осуждать, а травить. И вдруг возникает желание подбежать и бросить свою охапку хвороста в костер. Высказаться. Выругаться. Добавить свой остроумный комментарий . Это мерзкое желание. И это искушение стоит сдерживать.

Эти заметки посвящены не конкретному случаю, хотя поводов множество, а феномену интернет-травли. Вдруг все хором начинают осуждать кого-то. Не просто осуждать, а травить. И вдруг возникает желание добавить своё остроумие во всеобщее поносительство, а себе популярности за счет травимого.
Участие в хоровой травле — это всегда плохо для кармы. Вы не выглядите героями, когда пристраиваетесь в хвост очереди пнуть ногой…
Все человечества делится на три группы.  Представьте себе ситуацию: пятеро бьют одного.  Ногами бьют. Калечат. В подворотне или на пустыре. Идет прохожий. Видит. Какое первое побуждение? Вот по этому побуждению и делится все человечество на три группы:
1) те, кто готовы примкнуть к пятерым;
2) те, кто хотят спасти избиваемого ;
3) не примкнувшие.
Дальше может быть множество уточнений. Но важно именно первое побуждение, первое движение души.
Цивилизационный тест

Не так давно я опубликовал вышеуказанное деление в качестве поста в Фейсбуке. Одна френдеса написала: «Сегодня это цивилизационный тест. Я уже говорила, что нормальный человек — просто нормальный, не идеальный, не героический — должен быть априори на стороне слабого. Без дискуссии — на инстинкте».

Равнодушные — хуже всех?
С первой и второй группой (теми кто готовы примкнуть к избивающим и теми, кто готовы вступится за избиваемого) — вроде нет никаких вопросов. Хотя на самом деле, конечно, вопросы есть.
Третьи — не примкнувшие — это и те, кто хотят побыстрее пройти, и те, кто останавливаются в нерешительности посмотреть. И те кто пытается не заметить, и те, кто захотят это заснять и выложить в Интернет. Помните формулу Бруно Ясенского: «Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».
Когда-то в молодости я считал, что третьи — это самые худшие люди. Но с возрастом, будучи неоднократно битым и в прямом и переносном, и  реальном и  виртуальном смысле, я пришел к мнению, что есть вещи хуже равнодушия. Например: стадное чувство «тоже пнуть»… Особенно это заметно в Интернете. И сколько иногда нужно отваги, чтобы просто воздержаться от зла.
Участие в травле
В социальных сетях этот тест чаще всего выглядит так.  Все хором начинают осуждать и травить. И вдруг возникает желание подбежать и бросить свою охапку хвороста в костер. Высказаться. Выругаться. Добавить свой остроумный комментарий . Это мерзкое желание. И это искушение стоит сдерживать.
У Маяковского: «Смеялся Кузнецкий. Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему. Подошел и вижу глаза лошадиные…». Не надо глумиться. Попытайтесь взглянуть «в глаза лошадиные». Участие в хоровой травле — это всегда плохо для кармы. Особенно, если речь идет о травле за высказывание, которое не является уголовным преступлением. Даже если поносимый сказал очевидную глупость или неадекватную бестактность, которая обидела всех «людей нашего круга». Хором не надо… Мне так кажется.
Быть человеком — делать выбор
Гностическая легенда рассказывает о битве ангелов, в которой воинство архангела Михаила победило воинство Змия. Те же ангелы, что не примкнули ни к тем, ни к другим, а лишь нерешительно наблюдали или делали вид, что не видят, что их это не касается, они — эти третьи «не решившие» и «не примкнувшие» — были сосланы на землю, чтобы делать выбор, который не сделали на небе. И выбирать им тем труднее, что у них не сохранилось ни малейшего воспоминания ни о сражении, ни о своем малодушии. С этого началась мировая история.
Побудительной причиной истории послужило колебание. Люди — не падшие ангелы, а ангелы, утратившие свой ангельский статус из-за первородного сомнения и неспособности занять определенную позицию.
Реакция на беду
Это явление — вне политически убеждений и пристрастий. Когда поступает сообщение о том, что кого-то арестовали за записи в блоге или публикации статей (такое бывает в разных странах на постсоветском пространстве и не только), когда публикуются посты в защиту, когда публикуются статьи в поддержку, доказывающие невиновность арестованного, несправедливость обвинений, когда друзья высказывают свою тревогу и озабоченность… всегда находится кто-то у кого первая реакция — без разбирательств, без ознакомления с темой- оставить своё подленькое:
— так ему/ей и нужно,
— там зазря не сажают,
— я доверяю полиции,
— а он/она вообще не журналист.
То этот кто-то, не разобравшийся, но обдавший блевотным облыгом, характеризует свои душевные качества далеко не с лучшей стороны. Я высказался предельно мягко.

Что такое совок?
Вот если какой-нибудь товарищ Сявка Чмаус услышав, что Икс посадили за то, что он сделал себе аборт в синагоге в Йом Кипур при помощи приема свиного сала, при этом зная, что:
1) в стране аборты разрешены;
2) при помощи сала аборт сделать сложно;
3) Икс не был беременным;
4) он точно не был в такое-то время в указанном месте;
5) в синагоге на Йом Кипур было много людей и Икса там не видели;
6) сала там точно не было;
7) Икс вообще мужик…
Вот если несмотря на все это, Сявка Чмаус заявит, что «наказания без вины не бывает;  если посадили, то значит было за что;  начальству виднее — я привык доверять полиции» и пр…
То вот этот Сявка Чмаус — и есть тоталитарный  «совок» и просто фашистская сволочь. Таких «сявок» в сети огромное количество. К сожалению.
Свидетельство
Добавлю немного воспоминаний просто в качестве личного свидетельства. 9 лет назад один министр, который и сегодня в правительстве, и поддеривающие его олигархи, запустили кампанию по очернению вашего покорного слуги. Взламывалась переписка и с добавлениями выкладывалась в сеть. Публиковалось множество заказных статей, под анонимными именами. Потом я в судебном порядке добивался опровержений, но…
Дело не в этом. Тогда меня поразило количество  не только законченных подонков, но и некоторых более или менее «приличных» людей, которые повинуясь синдрому толпы, готовы были на добровольных началах разносить грязь и дезинформацию. Я был, честно говоря, поражен тем, как люди, знавшие меня много лет, причем многие абсолютно бескорыстно, ревностно подключились к травле, разносили фальшивки и наветы. Повинуясь совковому стукаческому зову, многие за деньги или бесплатно посылали анонимки, перепечатывали пасквили, звонили моему тогдашнему начальству, переводили тексты с русского на иврит, подписывали какие-то обращения, давали ссылки, гадили в комментах… Дело доходило до абсурда. В СМИ публиковалась «информация», что я сбежал из Израиля и арестован в Парагвае. Мне звонили израильские журналисты с просьбой подтвердить…
— Слушай, ты позвонил мне на израильский номер.
— Ну всё таки…
«Я делал это бесплатно»
Многие потом оправдывались и извинялись. Основным оправдательным аргументом, особенно со стороны представителей журналисткой бранжи было «я делал это бесплатно». Типа, просто гадил за компанию. А я, вспоминая эту низость и подлость, в которую окунули себя люди, вовсе не считаю, что это их оправдывает. Я уверен, что не нужно пачкаться ни за какие деньги, а тем более безвозмездно. Я скорее готов простить тех, кто гадил по долгу службы или пытаясь на этом что-то заработать. Ибо их хоть как-то можно понять. Подлость же делающих это безвозмездно, можно списать только на зов гнилой душонки. И окунули в грязь они именно себя, а не меня. Я-то, благодаря всей этой шумихе получил раскрутку, о которой не мог бы и мечтать. Благодаря негативной рекламе, я смог открыть фирму и получить заказы, на которые прежде не мог и надеяться. Познакомился с множеством новых и интересных людей. Подружился со многими. С людьми, которые мне тогда помогли, остаюсь в хороших отношениях, даже если мы расходимся во взглядах почти по всем вопросам.
Напоследок
«Мальчик в козловых сапожках, в плисовой поддевочке, с зачесанными височками стоит в окружении мамушек, бабушек, нянюшек, а рядом с ним стоит поваренок или кучеренок  — мальчишка из дворни. И вся эта свора сюсюкающих, улюлюкающих и пришептывающих архангелов наседает на барчука:
— Вдарь, Васенька, вдарь!
Сейчас Васенька вдарит, и старые девы, гнусные жабы, подталкивают друг друга и придерживают паршивого кучеренка:
— Вдарь, Васенька, вдарь, а мы покуда кучерявого придержим, мы покуда вокруг попляшем…
Что это? Жанровая картинка по Венецианову? Этюд крепостного живописца? Нет, это тренировка вихрастого малютки комсомола под руководством агитмамушек, бабушек, нянюшек, чтобы он, Васенька, топнул, чтобы он, Васенька, вдарил, а мы покуда чернявого придержим, мы покуда вокруг попляшем…
— Вдарь, Васенька, вдарь…»
Осип Эмильевич Мандельштам «Четвертая проза»
Каждый раз, когда перечитываю этот отрывок, оглядываюсь по сторонам. Ничего не изменилось. И всегда большинство хочет либо быть Васенькой, либо придерживать чернявенького.


Комментариев нет: