Поиск по этому блогу

пятница, 5 августа 2016 г.

Война между сефардами и ашкеназами?

Тяжело спорить с тем, что израильские школьники плохо знают историю еврейского народа. Даже историю евреев новейшего времени. В том числе, плохо они знают и историю сефардского еврейства. Это упущение в последнее время пытаются исправить многочисленные комиссии, министры, депутаты, общественные деятели.

Министр культуры и спорта Мири Регев (которая не смотрела фильмы Тарантино и гордится тем, что не читала Чехова) заявляет, что вообще идет война сефардов против ашкеназов в культурной области
.

У Эдварда Радзинского описан замечательный эпизод: к советскому скульптору заявляется комиссия принимать композицию памяти павших в Великой Отечественной. Родина-мать разинула рот в скорбном крике.
"Чего она у вас кричит?" - брюзгливо спрашивает министр.
"Она зовет Луначарского", - тоскливо отвечает скульптор.

Анекдот относился к временам Фурцевой, когда казалось, что ничего хуже на подобном посту быть не может. Когда я смотрю на Мири Регев, я понимаю, что Фурцева в сравнении выглядит грамотной, начитанной, профессиональной и заботящейся о культуре. Мири Регев взяла на себя ответственную культурную задачу: противопоставить музыке Густава Маллера и Имре Кальмана попсу Эяля Голана, выступления которого на коммерческом 24 канале она рекламирует, несмотря на то, что речь идет о певце уличенном в неблаговидных деяниях (не только сексуальных, но и нарушениях налогового законодательства. ).

Мири Регев заботит только одно - голоса комплексующих сефардов на праймериз в Ликуде и в ЦК этой партии. Ради этого она готова объявлять войну сефардов с ашкеназами (как-будто других войн нам не достаточно). Проиграв все что можно при подготовки к олимпиаде, в том числе и арабам, министр культуры и спорта теперь занята этими войнами. Хотя это не честно. У ашкеназов меньше братьев в семье для таких разборок.

Но Мири Регев такая не единственная. Министр просвещения Нафтали Беннет (глава партии "Байт Йехуди") тоже включился в борьбу. Недавно завершила работу организованная министерством образования комиссия под руководством стихотворца Эреза Битона, которая должна была предоставить программу обеспечения равного внимания культурному наследию восточных евреев и их роли в развитии сионизма в израильской школе. Эрез Битон порадовал СМИ заголовками: "Сефарды в гетто. Пришло время переворота". Какого переворота?! "Теперь отправить в гетто ашкеназов?!" - как пошутил Лиор Шлайн.

А еще Битон сравнил скандальный эффект от публикации результатов его комиссии "со смещением позвоночного диска" в сторону культуры восточных евреев. Странная очень метафора. Кому нужно смещение диска, даже ради уважения к культуре сефардов.

Чего добивается депутат Эрез Битон своей программой, которая потребует более миллиарда шекелей? Чтобы рядом с Герцелем был поставлен такой же сефард, который сделал столько же? Но где этот сефард?! Чтобы рядом с Элизером Бен-Иегудой стал такой же деятель, возродивший язык иврит? Нет такого. Чтобы рядом с первыми сионистами, основавшими Ришон ле-Цион, встали подобные им восточные евреи? Но в палатке Левонтина не было ни одного марокканского еврея. Предки Мири Регев тогда еще сионизмом не парились. Чтобы наряду с шести миллионами евреев Европы, погибших Катастрофе, изучалось... Ой!

Не всегда и не везде можно ставить знак равенства. Куда конструктивнее - знак вопроса. Не стоит заменять одну историю другой. Есть уж устраивать подобные комиссии, то не по поводу уравновешивания, а для более тщательного изучения истории еврейского народа во всем ее многообразии. Ну не был Жаботинский сефардом. В другой, в будущей жизни хотел быть, но в той, что досталось ему был он выходцем из Одессы. Лучше бы Эрез Битон, который называет себя писателем, сочинил бы роман-фэнтези о новой инкарнации Жаботинского, который вернулся в мир сефардом. Во всяком случае, это было бы гораздо более реалистично, чем выводы его комиссий в отношении истории сионизма.

Не стоит придумывать не существующих марокканок в палатке Левонтина. А стоит задаться целым рядом конструктивных вопросов. Почему центр еврейской жизни, который почти тысячелетие был связан с сефардским еврейством, переместился к ашкеназам? Почему именно среди евреев Восточной Европы произошел грандиозный демографический взрыв, благодаря которому к концу 19-го века сефарды составляли только 10% от мирового еврейства? Почему политический сионизм и возрождение иврита связаны именно с восточноевропейскими евреями?

На конференции в Бар-Иланском университете Беннет заявил о принятие и внедрение рекомендаций комиссии Эреза Битона. С будущего учебного года школьникам начнут устраивать экскурсии по местам населенными преимущественно евреями выходцами из Африки и Азии. Беннет пообещал, что через ноги израильским школьникам будет внушена история сефардских евреев. Видимо, через голову пропихнуть не получиться.

В партии "Авода" тоже есть такой проповедник сефардской культуры - депутат Йоси Йона, один из авторов гордого понятия "арабские евреи" (мол если британские или американские, русские или польские евреи могут гордится своими прилагательными, то почему это не делать и евреям выходцам из арабских стран). В 2011 году, когда профессор Йоси Йона еще не был депутатом, а только мечтал о политической карьере, одна знакомая зазвала меня на его лекцию. Профессор убеждал, что Израиль слишком вестернизирован, технологичен, оторван от окружающего восточного ландшафта, слишком повернут лицом на Запад. По его мнению Израилю следовало бы стать более восточным, более левантийским, более традиционным. Учить не Канта и Гегеля, играть не на кларнетах и скрипках, читать не Шекспира и Достоевского, носить не западные шмотки. Аудитория поддакивала.

Я долго слушал. Пытался понять, что от меня хотят. Я в упор не вижу, что в Израиле слишком много читают Канта и Достоевского. И на улице Сарит Хадад слышно куда чаще, чем Бетховена. Я думаю, что и левантизма в Израиле более чем достаточно… Во всяком случае, для меня.

А потом я, извинившись, задал вопрос, который Йоси Йона и прочие восприняли верхом бестактности. "Допустим, это все хорошо. И наш Израиль может быть более восточным. Но чем вы себе будете зарабатывать на жизнь?".

Если мы хотим западный уровень жизни, то мы не можем позволить себе быть более восточными. И нету особого восточного пути технологического развития. И то, что Регев, Битон и Йона считают истинным сефардством - чаще всего отблеск вполне западных вещей. Гнусавое подражание Майклу Джексону ни с какой стороны не является сефардским культурным наследием. Партия ШАС построена по моделям ашкеназийской ортодоксии. И сефардские раввины учат своих детей в литовских йешивах. И Арье Дери говорит на идиш лучше, чем на арабском.

С момента основания еврейского ишува и до сих пор, большинство самых богатых толстосумов в Израиле - это сефарды. Правда Эрез Битон предлагает изучать сефардов в кварталах нищеты, а не в клубах миллиардеров.

При этом я, конечно, не против изучения творчества РАМБАМа, Иегуды ха-Леви и других выдающихся представителей сефардского еврейства. Но они не являются собственностью только сефардов, подобно тому, как Виленский гаон, хасидские притчи, музыка клейзмеров, проза Кафки и стихи Бялика - не принадлежат только ашкеназам. Это наш общий культурный багаж.



Комментариев нет: